Трендом нашего времени становится ответственное потребление. Люди стремятся покупать продукцию, которая безопасна для их здоровья и окружающей среды, то есть выбирают товар по критерию экологичности.
Ответственное потребление входит в моду, для кого-то даже — становится образом жизни. Все большее количество людей стремятся использовать товары, которые не содержат в себе токсичных составляющих.
Как показывают социологические исследования, до 60% российских потребителей готовы платить больше за экологичную продукцию (*согласно Nielsen). В среднем от 10% до 30% готов доплачивать современный покупатель за экологически чистые и полезные для здоровья товары.
Особенно высок спрос в таких товарных линейках, как продукты питания (83,6%), бытовая химия (74,1%), косметика (63,8%) (*согласно НП «Экологический союз» и экобюро Greens).
На волне интереса к здоровому образу жизни, потребитель ищет на полках магазина знаки-маркировки и такие определения товаров и услуг как «эко», «био», «натуральный», «зелёный», «органический».
Однако чёткого законодательства и сертификации подобных товаров в стране не существует, поэтому не ответственные производители могут заявлять об экологичности, ничем не подкрепляя свои слова.
К сожалению, экологическая самодекларация – явление допустимое. В России никто не оштрафует производителей за такую недобросовестность. С 2000 года существует ГОСТ Р ИСО 14020-99 об экологических этикетках и декларациях, но соответствовать ему или нет, производитель решает сам.
Теоретически на этикетке можно написать призыв или недостоверную информацию и не привлечь к себе внимание блюстителей закона. А вот указанный на упаковке состав проверяет Декларация о соответствии. Поэтому правильнее верить не лозунгам, а научиться читать ингредиенты покупаемых товаров и определять вредные компоненты.
Стоит быть бдительным и отличать гринвошинг от истинных экотоваров.
«Зелёный» состав «Green Day»:
• Влажные салфетки «Green Day» — не содержат спирта, мыла, красителей, отдушек, консервантов.
• Гель для интимной гигиены «Green Day» — не содержит натрия лаурит сульфата и натрия лаурил сульфата, мыла, триклозана, спирта, силиконовых и минеральных масел, красителей.
• Прокладки «Green Day» не содержат отдушек, впитывающий слой не содержит полимеров нетканых материалов, отбелены без применения хлора.
• Основу всех продуктов «Green Day» составляют компоненты природного происхождения, экстракты трав, ионы серебра.
• Дизайн упаковки продукции «Green Day» транслирует идею связи с природой.
Экологический след человека.
В 1992 году было введено в употребление понятие «экологический след» (ecological footprint). Автором концепции является Уильям Рис, основатель Канадского общества экологической экономики.
Понятие «экологический след» отражает потребление человечеством ресурсов окружающей среды и токсичное воздействие человека в процессе жизнедеятельности на планету. Этот индикатор еще называют «показателем давления на природу».
На протяжении десятилетий спрос человечества на природные ресурсы превышал способность Земли к самовосстановлению, то есть её биоёмкость. Ежегодно человечество использует ресурсы, для восстановления которых требуется 1,6 планеты Земля. Это значит, что расход экологических резервов планеты, то есть её биоемкости, в полтора раза превосходит способности планеты к самовосстановлению. Если не изменить современные тенденции, то уже к 2050 году люди будут использовать экологические ресурсы, на которые потребуется три таких планеты, как Земля.
Главным видом отходов является двуокись углерода, образующаяся при сжигании ископаемого топлива. Ещё одним из основных источников экологического следа является повседневная жизнь людей.
Почти 70% следа – результат потребления домохозяйств. Товары и услуги, а также образующиеся отходы становятся частью экологического следа на Земле.
В странах с развитой промышленностью отходы полимерных материалов составляют серьёзную угрозу как источник загрязнения окружающей среды. С точки зрения безопасности для окружающего мира всё большее внимание общественности привлекает проблема утилизации и переработки полимерных отходов.
Использование биоразлагаемых материалов имеет цель решить ряд экологических проблем: снижение потребности в синтетических материалах, сокращение парниковых испарений на 15%-60% процентов при замене полимерных материалов прошлого поколения на биоразлагаемые полимеры.
Производители по всему миру маркируют товары, чтобы рассказать потребителям, из чего сделан продукт, как его утилизировать, подлежит ли он вторичной переработке.
Маркировка переработки обычно находится на дне упаковки или рядом с другими значками. Обозначается маркировка цифрой от 1 до 7 (в случае пластика) в треугольнике из стрелок и соответствующими им буквенными сокращениями. Треугольник из стрелок (или петля Мёбиуса) обозначает, что материал подлежит переработке.
Эти знаки ставят на пластиковой, бумажной, стеклянной и металлической упаковке, чтобы проинформировать потребителя о правильном способе утилизации и использовании вторичного сырья. Многие ответственные потребители пластик и без маркировки просто не покупают.
ЭКОориентированность бренда «Green Day»:
Экологичный образ жизни
Есть и ещё один контекст в осмыслении такого понятия, как экология. В данном семантическом поле предполагается выход от уровня только внешней экологичности к экологичному и экологическому мышлению.
Экологическое мышление — это понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.
За понятием экологичное мышление стоит мышление безвредным способом, позитивная система жизненных установок, поведения, организации своей деятельности, взаимодействия с окружающим миром, воспитание человека в человеке.
Исследования социологов показывают, что 10% людей, последовательно отстаивающих свои убеждения, могут переубедить большинство. Поэтому так важно, чтобы росло число тех, кто понимает значимость экологического мышления и экологичного образа жизни. Это единственный способ сохранить самих себя и планету Земля.
Что может сделать каждый?
• Разделяйте отходы.
• Не приобретайте лишнего, минимизируйте потребление, пользуйтесь тем, что необходимо.
• Экономьте ресурсы: воду, электроэнергию, тепло.
• Замените одноразовые вещи многоразовыми.
• Используйте экологичные средства для дома.
• Научитесь читать составы при покупках, покупайте экологичные товары. Выбирайте бренды с близкими вам ценностями и прозрачной информацией о том, кто производит товары, где и в каких условиях.
• Избавьтесь от хлама, освободите дом от вещей и предметов, которыми не пользуетесь. Они генерируют пыль, увеличивают время на уборку. Избавьтесь от них экологично: найдите вторые руки.
• Экономьте бумагу, а макулатуру сдавайте в переработку. Не используйте принтер без крайней необходимости, не делайте лишних копий документов, печатайте на обеих сторонах листа.
• Покупайте продукцию отечественного, а лучше – местного производства, тем самым минимизируйте транспортный след.
• Выбирайте товары, произведенные из вторично переработанного сырья, а так же биоразлагаемые, энергоэффективные и изготовленные без применения хлора и других токсичных веществ
• Расширьте сами список своих возможностей, чтобы оставить после себя добрый экологический след!